Берлинский музей компьютерных игр: образ сильной женщины в компьютерных играх

Времена, когда женщины в компьютерных играх выступали в роли жертв или секс-объектов, — позади. Берлинский музей компьютерных игр демонстрирует, что игры с женщинами в главной роли тоже являются популярными.

Джон Марстон достает из-под пояса аркан, забрасывает его и достигает цели. Он связывает свою жертву, бросает ее на коня и мчится в направлении железнодорожной колеи. Там он кладет жертву на рельсы и ждет прибытия поезда. Жертва пытается освободиться, но тщетно. Поезд переезжает ее, брызжет кровь. На экране появляется финальный надпись: «Успех достигнуто».

Такую сцену можно «пережить» в компьютерной игре Red Dead Redemption. Если игрок сможет сделать так, чтобы поезд переехал женщину, он получает трофей. Если же на пути окажется мужчина — игрок не получает ничего.

Даже если данный пример является поразительным, он демонстрирует, что женщинам в компьютерных играх, судя по всему, отведено небольшое количество ролей: они или жертвы, которых должен спасти герой, или являются чем-то вроде мотивации, как морковка для осла, или же рассматриваются как сексуальный объект, пишет DW.

Слабые и недееспособные

Медиаисследователь Анита Саркисян занимается изучением изображения женщин в популярных медиа. В своем видеоподкасте «Feminist Frequency» исследовательница рассматривает различные женские роли в видеоиграх, вроде роли «девственницы в затруднении», в которой женщины постоянно изображаются как слабые, недееспособные и неэффективные.

Финансирование своих видеосерий Саркисян осуществляет с помощью краудфандинга (сбор денег через пожертвования сообщества, как правило в интернете. — Ред.). Ее подкасты стали очень популярными, благодаря чему исследовательница смогла собрать более 150 тысяч долларов. Однако они вызывают и немало критики. Кое-кто считает ее неправдоподобным источником информации. Другие не могут понять ажиотажа вокруг дискуссий о сексизме в компьютерных играх, ведь те предназначены «всего-навсего для того, чтобы получать удовольствие».

Ух, я играл в роли женщины!

Кураторы выставки «Leading Lady» («Леди-лидер») в Берлинском музее компьютерных игр выбрали другой путь и продемонстрировали игры, в которых фигурируют сильные женщины. «Всегда приводятся негативные примеры. Я считаю, что интересно независимо взглянуть на женщин и просто показать, какие женские роли существуют вообще», — говориткураторка выставки Маша Тобе. А игр, в которых женщины играют не роли жертв, на самом деле оказалось достаточно.

В целом на выставке представлены восемь игр разных жанров и из разных стран. Старейшая игра, которая одновременно является и наиболее увлекательным, — Metroid 1986 года. В ней герой Самус Аран выполняет различные задания и охотится на преступников. Однако лишь на завершение игры Самус снимает шлем и открывает лицо: и оказывается, что компьютерный герой — женщина. «Я бы с радостью пересмотрела видео мужчин, которые сидели перед своими пультами и после этого констатировали: «Ух, я играл в роли женщины!» — смеется Маша Тобе, а потом серьезно продолжает. — «Это же очень интересно, когда люди спрашивают себя: почему я автоматически решаю проходить игру в мужской роли?»

«Старая» Лара, «новая» Лара

Возможно потому, что риск и боевой дух стереотипно считаются присущими скорее мужчинам? Однако именно ими владеет известная героиня компьютерных игр Лара Крофт. С 1996 года «расхитительница гробниц» в серии игр Tomb Raider бродит старыми храмами и дикими джунглями, гоняет на мотоциклах, дерется, убивает врагов и диких зверей. Именно ее яркий пример доказывает, что игры с главными героинями могут быть успешными.

Впрочем, в последние годы Лара становится все более естественной: создатели понемногу «уменьшают» формы ее груди, а вместо коротких штанов «горячая похитительница» начала одевать длинные джинсы. Однако «старая» Лара все-таки имеет больше фанатов. Две пластиковые скульптуры стоят у входа в Берлинский музей компьютерных игр: «старая» и «новая» Лара в человеческий рост. «Новая» не очень интересует мужскую аудиторию посетителей», — рассказывает Маша Тобе. — Все хотят сфотографироваться со «старой» Ларой Крофт».

Преимущественно мужская аудитория комментирует выставку в Берлине прагматично: «Это хорошо, чтобы приблизить мир компьютерных игр к миру женщин», — комментирует один посетитель. Ему лично все равно, будет играть он мужчину или женщину, главное, чтобы была хорошая история.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Читайте также по теме...

Оставьте Ваш комментарий

Ваше имя: (обязательно)

E-Mail: (обязательно)

Website: (не обязательно)

Введите код авторизации: (обязательно)


Текст Вашего комментария: (обязательно)

Прокомментировать