Человечность в игре Valiant Hearts на тему Первой мировой

Разгадывать загадки с помощью собаки и графики в стиле комиксов: «Valiant Hearts» — несколько иная компьютерная игра про Первую мировую войну. В ней говорится о дружбе, любви и семье посреди войны и уничтожения.

Эмиль бежит, за ним — Фредди и собака Долт. Угрожающие зеленые газовые облака просачиваются следом по туннелям. Впереди путь к бегству преграждает куча земли. Эмиль вовсю прокапывается через нее, к внешнему миру, но и здесь их преследует ядовитый газ, от которого троица убегает, спасая жизнь. Вдруг — громкие сигналы, крики, взмахи рук… К ним подъезжает санитарка. Отчаянный прыжок к машине — и друзья спасены!

Это — сцена из видеоигры «Valiant Hearts» («Смелые сердца»), которое было растиражировано по всему миру по случаю 100-летие начала Первой мировой войны. Об этой трагической странице человеческой истории игр вообще-то сделано не так много. Об этом не раз говорили и Мартину Байеру — исследователю войн, который занимается всем, что связано с культурой, искусством и войной, и ведет к этой теме свой блог. «Если я разговариваю с людьми о игры по мотивам Первой мировой войны, их первая реакция — «Конечно, об этом нет никаких игр! Как они должны выглядеть? Сидишь в окопе, потом получаешь приказ атаковать противоположный фронт и тебя в конце концов убивают? Это скучно!» — рассказывает он.

Собака — тайный герой

Однако разработчикам все же удалось создать увлекательную игру. Не в последнюю очередь, благодаря трогательной истории: француз Эмиль разыскивает между боями и окопами своего немецкого зятя Карла. Эмиль получает помощь от американца Фредди из «Иностранного легиона», по прозвищу «Счастливчик Фредди», и от бельгийской санитарки Анны. Но настоящий герой — это пес Уолт. Без него игроки часто просто не могут продвинуться вперед: Уолт нажимает на рычаги, находит закопанные предметы или же вытаскивает динамитные шашки из недоступных уголков.

«Valiant Hearts» имеет еще одно отличие от других типичных военных игр. Это не шутер, не стратегия, это — приключенческая игра, где нужно решать загадки, чтобы пройти дальше. Весьма остроумные преследования меняются ползанием по окопам.

Графика тоже играет свою роль: вместо 3D-фотографий высокого качества, «Valiant Hearts» встречает игроков рисунками в стиле графических новелл — сначала цветными, позже цвета выцветают до серых и коричневых, пронизанных ядовито-желтым пламенем из пулеметов. «Только таким образом становится возможным представить себе реальный ужас», — считает исследователь войн Баер.

Любовь к деталям

Несмотря абстрактные картинки, разработчики позаботились о реалистичное представление: их вдохновляли солдатские письма, которые можно найти и в игре. Команду также поддерживали историки. Баер считает, что часто представление о войне бывает одностороннее: «Во многих играх и фильмах все крутится вокруг аудиовизуального реализма: винтовка делает такой же «бабах!», как и настоящая, и выглядит именно так. Но подлинного реализма не хватает, например — как выглядит вообще жизнь на войне?»

В «Valiant Hearts» эту пустоту заполняют именно маленькие, незначительные вещи, от фляг и знаков различия до художественных произведений из осколков шрапнели — такие артефакты спрятаны везде, с их помощью игрок может больше узнать о жизни солдат и гражданских. В меню дополнительно есть короткие тексты, в которых, например, говорится про первый случай использования огнеметов.

Но сама игра ненавязчиво рассказывает о том, как чувствовали себя солдаты: на первом уровне Эмиль несколько раз бьет по соломенному чучелу, после чего сразу идет в бой. «Можно подумать, что это ерунда. Но, в общем, это демонстрирует, что реальные солдаты тоже были обучены не лучше», — говорит Байер.

За «хороших»?

Только в одном разработчики игры не очень придерживались истины. В игре немцы бросают газовые бомбы на бельгийский город Ипр. «Того времени еще не было никаких газовых бомб, газ выливали из канистр, — объясняет Байер. — Кроме того, город не бомбили, на гражданских лиц тоже никто не нападал — газ применялся на фронте. Это — совсем другой уровень военного преступления.»

Однако эта сцена символизирует военные преступления, которых немцы совершили во Франции и Бельгии, говорит Баер дальше. Поэтому он не считает, что игра, разработанная студией Ubisoft в Монпелье, становится на сторону французов. Это на самом деле так — не только потому, что герои игры происходят с обеих сторон, не потому, что речь идет о немецко-французский любовь. Игра становится на сторону простых солдат, безразлично, с какой они стороны. Тот, кто играет в «Valiant Hearts», получает по крайней мере какое-то представление о том, как чувствовали себя люди тогда, сто лет назад, в окопах, под бомбами, пулеметами и ядовитым газом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Читайте также по теме...

Оставьте Ваш комментарий

Ваше имя: (обязательно)

E-Mail: (обязательно)

Website: (не обязательно)

Введите код авторизации: (обязательно)


Текст Вашего комментария: (обязательно)

Прокомментировать