Внутриигровая фотография - фотоискусство компьютерных игр

Фотографы постоянно охотятся за новыми мотивами для своих произведений. Находить их, оказывается, можно даже в компьютерных играх. Главное — креативный подход и необычная перспектива.

Некоторые компьютерные игры Мартин Гайслер покупает только для того, чтобы их «фотографировать». Он обследует огромный виртуальный мир в поиске мотивов. Для него важны не просто «скриншоты», а фотофиксация особых моментов игры, которые не планировал намеренно программист и на которые вряд ли обратит внимание игрок.

Гайслер — преподаватель культурной и медийной педагогики в немецком городе Йена и руководитель Эрфуртского института компьютерной игры Spawnpoint. Уже почти пять лет он экспериментирует, пытаясь соединить два своих хобби — фотографию и компьютерные игры. Это возможно благодаря In-Game-Photography — так называемой «внутриигровой фотографии».

Больше, чем фото. Главной составляющей при этом, отмечает Гайслер, является креативность: «Я стараюсь показать кулисы или скомпоновать отдельные мотивы, которые обычно не видит игрок». Чтобы достичь цели Гайслер использует, в частности, так называемые «чит-коды» (от английского сheat — обманывать, жульничать). Это небольшие программы, которые позволяют игроку выполнять действия, не предусмотренные производителем. С помощью «читов» Ґаслер может изменять перспективу камеры или предотвращать нападения «врагов» на его игровую фигуру. Кое-где он также дополнительно обрабатывает уже отснятые фото.

Сами игры не обязательно должны быть шедеврами графики. «Minecraft страшно безобразная игра», — говорит Себастиан Радтке, который также увлекается внутриигровой фотографией. Игрок просто строит из блоков мир, который впоследствии выглядит, как цифровое «лего». Здесь все зависит от того, какую перспективу выберет фотограф или где проходят линии. Если постараться, из пикселей возникает произведение искусства, рассказывает Радтке. Он охотно делает именно такие фото и убежден, что творит искусство, ведь ними пытается самовыразиться.

внутриигровая фотография

внутриигровая фотография

Действительно ли это искусство?

Мартин Гайслер тоже считает, что внутриигровые фотографии могут иметь художественную ценность: «Когда фотограф хочет передать определенный месседж, показать какую-то историю. В ней может идти речь о любви, но также о защите окружающей среды или войны самолетов-беспилотников«. Впрочем, на таком высоком уровне, по словам Гайслера, работает лишь несколько десятков фотографов, и себя к ним не причисляет. «Я — скорее фотограф-любитель. Я делаю фото, потому связываю с ним определенные эмоции».

Эва Бертрам, преподавательница Берлинской новой школы фотографии, считает такие художественные амбиции внутриигровых фотографов абсурдными. «Фотограф вступает в контакт с окружающей средой или, возможно, даже подвергается опасности. Это не сравнить с пребыванием в виртуальном мире». Для нее внутриигровая фотография — такие себе игрушки. «Для искусства действуют другие критерии, например, концепция или контекстуализация, аллюзии на произведения других художников и вопрос: какая идея стоит за фото?».

Проблематичной, с точки зрения Эвы Бертрам, есть и искусственность игрового мира. Фото игровых фигур никогда не удастся разжалобить ее так, как это делают портреты «настоящих фотографов» вроде Августа Зандера. «У Зандера такое ощущение, что люди вот-вот сойдут с фотографии. Во внутриигровых фотографиях такого нет. Это не человеческий облик». От пустоты по текстуре не спасет даже самая лучшая графика, говорит Бертрам.

Кому принадлежит игровой мир?

Вопросом, создают ли внутриигровые фотографы своими работами искусство, занимаются и юристы. Ведь такие фотографы используют игровые миры, которые на самом деле принадлежит производителями игр, однако обнародуют свои фото в сети, например, на фотоплатформі Flickr. Предприятия могут в судебном порядке добиться запрета использования фото или даже возмещение убытков, объясняет Даниэль Ельґерт, адвокат из авторского права.

Правда, производители игр не всегда могут выиграть процесс: если фотографы в достаточном объеме применяют собственную фантазию, то создают таким образом собственное творение и, соответственно, получают на него авторские права. Кроме того, программирование сегодня часто происходит автоматически, аргументирует Ельґерт. «Возникает вопрос, такое дерево вообще является творчеством».

Копировать не запрещено. Предприятия часто закрывают на выходки внутриигровых фотографов глаза. «Для них это своего рода реклама мыла», — объясняет адвокат. — Кроме того, предприятия, которые судятся, не любят в игровой среде. То есть они сами себе вредят». Однако безопаснее все же заранее договориться с производителем об использовании его игор.

Представитель Electronic Arts Мартин Лорбер советует выяснить права, прежде чем делать фото. Особенно, если фотограф таким образом еще и зарабатывает. «Вообще же мы радуемся, когда люди творчески подходят к нашим играм».

Маркус Вимкер, который преподает игровой дизайн в Штутгартской высшей школе медиа и коммуникации Macromedia, сам является соразработчиком некоторых приключенческих и ролевых игр. Он также приветствует тренд преобразования игр в искусство. «В нашей отрасли все смирились с тем, что все копируют. Даже если создаешь новый игровой принцип, основываешься на уже имеющиеся».

Поэтому, безразлично, является ли внутриигровая фотография искусством или копированием, она предлагает новые перспективы на компьютерные игры. Фото, созданные Ґайслером и Радтке, удостоверяющие, что игры могут быть не только средством скоротать время. Они сосредоточивают внимание на творческой стороне «стрелялок» или стратегических и ролевых игр. Они делают из искусства игрового дизайна искусство эффектно подчеркнуть творения дизайнеров. В музыке этот тренд уже давно прижился и известен во всем мире как «ремикс» пишет DW.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Оставьте Ваш комментарий

Ваше имя: (обязательно)

E-Mail: (обязательно)

Website: (не обязательно)

Введите код авторизации: (обязательно)


Текст Вашего комментария: (обязательно)

Прокомментировать