Культурная миссия во Вселенной

В мае 2013 года астронавт Крис Гедфілд отснял первое музыкальное видео в космическом пространстве. Первый шаг к искусству на орбите сделано. Идея отправки в космос произведений искусства, однако, не является новой.

Усы, красная футболка, белые теннисные носки, серьезный до боли взгляд. В условиях невесомости он с гитарой в руках летает в окружении самых разнообразных технических приборов. Канадский астронавт Крис Гедфильд выбрал, пожалуй, самое неожиданное место для своего музыкального видеоклипа — Международную космическую станцию (МКС). Исполнив хит Дэвида Боуи «Space Oddity», в мае 2013 года он превратился в настоящую интернет-звезду. Первое музыкальное видео из космоса в Youtube посмотрели более 17 миллионов раз.

Идея отправки в космос произведений искусства не является новой. в 1971 году астронавты «Аполлона-15» установили первый на Луне памятник «Погибший астронавт» («Fallen Astronaut»). Восточногерманский астронавт Зигмунд Йен взял в своё время в космическое путешествие не только «Коммунистический манифест», но и известную трагедию Иоганна Вольфганга Гете «Фауст».

На борту российской космической станции «Мир» уже были и гитары, а МКС имеет даже собственный киноархив. Находясь на околоземной орбите, космонавты не только пели, но и рисовали. В 1993 году на борт «Мира» доставили абстрактную скульптуру Артура Вудса «Cosmic Dancer». Сегодня астронавты пользуются, конечно, и современными средствами коммуникации: они пишут «твиты» или ведут блоги.

Но важнейшими являются звуки: «Музыка — очень мощный фактор. Немало ситуаций, которые возникали на борту, ассоциируются у меня с музыкой, которая в конкретный момент звучала из бортовых динамиков», — рассказывает немецкий астронавт Райнгольд Эвальд. В 1997 году он провел 20 дней на российской космической станции «Мир».

Поскольку разрешалось брать на борт лишь полтора килограмма личных вещей, из художественных произведений Эвальд решил взять с собой только музыкальную кассету с музыкой: «Космической станции нужно было 90 минут, чтобы облететь Землю. Продолжительность в 90 минут имели тогда и кассеты». Музыку он подобрал к континентам, над которыми пролетал.

Однако, по словам Райнгольда Эвальда, концерт Моцарта звучит совсем иначе, когда видишь грандиозный вид Земли и царит совершенно чуждая искусственная обстановка. Космонавты воспринимают нашу планету из Вселенной как целое. Этому феномену дали название overview effect — «смотровой эффект». Некоторые астронавты возвращаются пацифистами. К Эвальду приходили на станции «Мир» даже философско-религиозные мысли. «Земля и вода, свет и тьма — все слаженно», — говорит Эвальд.

Философ Мари-Луиза Гойзер из Технического университета в Брауншвейге считает «смотровой эффект» является шансом для человечества: «Благодаря ему мы воспринимаем Землю уже не стоя на ней, а извне». И поэтому открытие Вселенной — это уже не технический вопрос, а в целом «культурная задача для человечества». Как президент Общества культуры и космонавтики она совместно с художниками и учеными борется за культурные составляющие полетов в космос.

Но что понимать под «культурным открытием» Вселенной? Астронавтика, безусловно, не пропитана культурой, говорит Райнгольд Эвальд, который сегодня работает в Европейском космическом агентстве (ESA). В 1990-е годы он получил в Москве образование астронавта. В Советском Союзе культурные аспекты космонавтики от самого начала были более продуманные, чем на Западе. «В то время как мы были в восторге от техники, россияне интерпретировали открытие Вселенной как прогресс для человечества», — вспоминает Эвальд. Каково наше место во Вселенной? Являемся ли мы хозяевами этой Земли или только маленькими муравьями? Эти глубинные вопросы космонавтики являются культурными по своей сути, говорит Эвальд.

Он надеется, что начинания россиян будут продолжены. В самом же искусстве могла бы открыться новая перспектива, своеобразное третье измерение. Как вести себя профессиональному танцору в условиях невесомости, как двигать своим телом? Каким образом работать с материалами, чтобы создать скульптуру? Эти вопросы можно выяснить только, если полетит к звездам художник.

Одним из таких, кто собирался это сделать, был немецкий дизайнер Чарльз Вильп. В 1986 году он стал первым художником, который вообще прислал скульптуры в космос. Сделал это Вильп с помощью спутника TDF1. «Идея заключалась в том, чтобы на ней стояла печать космоса», — говорит Мари-Луиза Гойзер. Вильп поддерживал контакты с учеными и тесно сотрудничал с американским космическим агентством NASA.

Себя он рассматривал как «art-онавта», смесь между художником и астронавтом. Он производил художественные произведения во время так называемых парабольних полетов, когда самолет описывает параболу в воздухе. При этом пассажиры оказываются в состоянии невесомости. Таких полетов Чарльз Вильп совершил более 100. Еще он планировал пришвартовать к Международной космической станции культурный модуль. Однако, так и не реализовав идеи, умер в возрасте 72 лет, в 2005-м.

Однако идея окультуривания космоса постепенно продвигается. «Немецкий центр воздухоплавания и космонавтики имеет к этому интерес», — рассказывает Мари-Луизе Гойзер. Единственное, что пока мешало воплотить идею художников, — это огромная стоимость обучения астронавтов и полетов во Вселенную. Команды же на борту космических станций, которые постоянно меняются, имеют очень мало свободного времени на занятия культурой. Впрочем, возможно, Крис Гедфилд своим видеоклипом таки натолкнет на новые идеи, и в межпланетном пространстве вскоре станет больше искусства, пишет DW.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Читайте также по теме...

Оставьте Ваш комментарий

Ваше имя: (обязательно)

E-Mail: (обязательно)

Website: (не обязательно)

Введите код авторизации: (обязательно)


Текст Вашего комментария: (обязательно)

Прокомментировать