Веб-искусство: между двух миров

Веб-искусство
Веб-искусство

Веб-художники легко сглаживают границы между реальностью и виртуальностью. Зрители при этом превращаются в пользователей. Один из сподвижников интернет-арта — берлинский художник Арам Бартголь.

Если вы где-то увидите мужчину с лэптопом, который крепко прижался к стене, не удивляйтесь. Это может быть Арам Бартголь — архитектор и художник из Берлина. Что он там делает? Из стены торчит флешка, с помощью которой можно обмениваться с другими пользователями информации без доступа к интернету. Идея под названием Dead Drop возникла у Бартголя в 2010 году. Приобщиться к такому обмену могут пользователи со всего мира, замуровав в стену подобную флешку. Так в прошлом году в рамках выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке сделал и сам художник.

Читайте также: Следующий шаг в борьбе с курением — белые небрендированные пачки сигарет

В нью-йоркском музее Бартголь был одним из многих участников. А недавно в немецком городе Кассель открылась его первая персональная выставка. В сторону выставки направляет большая скульптура — красный указатель семь метров высотой из тех, что мы привыкли видеть на Google Maps. Сама экспозиция называется «Hello World» («Привет, мир»). Это не случайность. «Hello World» среди программистов — сигнал от программного обеспечения, который свидетельствует: программа готова к использованию.

here

Вот «Привет, мир» Бартголь и воплощает в своих работах. «Интернет надвигается на людей с такой силой, что это уже просто нельзя игнорировать. Он фактически находится в центре внимания. Это тоже означает для меня «Hello World», — объясняет Бартголь. Сеть создает так много новых возможностей, что все больше художников используют ее как новую платформу для своих работ.

Легко доступны

Медиадеятель Юлиус Попп, например, визуализирует цифровые данные, превращая биты с помощью собственноручно собранных машин на слова или музыку. Всемирно известным Поппа сделали его «bit.falls». Суть в том, что из интернета автоматически вылавливаются определенные термины, которые на короткое время становятся зримыми в форме водяных струй.

Водяные скульптуры Поппа
Водяные скульптуры Поппа

Но можно обойтись и меньшим — просто выкладывать свои «экспонаты» в сети и так создавать себе имя. Например, для нидерландско-бразильского веб-художника Рафаэля Роозендааля интернет — и сцена, и экран. Для каждой новой работы художник создает сайт. Интересно, что зрители могут как угодно изменять увиденное изображение. «Интеракция для интернет-пользователя вполне естественно, что является вызовом для интернет-художника», — рассуждает Розендааль.

Судя по всему, галереи и музеи стали несколько тесными для современного искусства. Оно покидает эту «башню из слоновой кости» и все чаще мелькает на экранах, становясь доступным каждому владельцу смартфона или компьютера.

Оживить Counter Strike

В отличие от коллег, Арам Бартголь воплощает сетевые символы в реальной жизни. У входа в зал с его экспонатами виднеется фон из известной «стрелялки» Counter Strike. «Много людей играют в игры и очень хорошо ориентируются в том пространстве», — говорит Бартголь. Ему как архитектору захотелось сделать игровое пространство реальным. «Эти здания существуют только на серверах и в каком-то программном обеспечении. Думаю, они должны быть построены», — убежден он.

Невдалеке виднеются большие ржавые железные скобы, выложенные на полу в виде кода. Это инсталляция «Are you Human» («Ты — человек?»). Код — из тех, которые часто надо вводить на разных веб-сайтах для подтверждения, что вы — настоящий пользователь, а не спам-программа. «Мне было важно испытать все это и придать кратковременным надписям из сети настоящего веса и материальности», — рассказывает Бартголь.

Интернет на арт-сцене

Немало «официальных» действующих лиц художественной сцены все еще с подозрением смотрят веб-искусство. Однако это, похоже, медленно меняется. «Раньше общество не воспринимало интернет так интенсивно. Однако ныне темы интернета — постоянно на повестке дня. Одно из последствий этого — соответствующее искусство тоже воспринимается серьезнее», — замечает куратор выставки, представитель Кассельського художественного объединения Олаф Валь.

Валь надеется в будущем чаще показывать работы интернет-художников. Публика проявляет к ним большой интерес. Выставка в Касселе привлекала не только компьютерных и интернет-фриков, а людей самого разного возраста и профессий.

Между тем Арам Бартголь держит нос по ветру, ведь его работы должны успевать за временем. Он постоянно придумывает что-то новое, потому что сеть и все, что вне ее, молниеносно меняется. Темами его работ, в частности, недавно были Эдвард Сноуден и Агентство национальной безопасности США. На экране большими буквами напечатан код. Слева висит фото Барака Обамы в Google очках, в которых проступает название шпионской системы для отслеживания данных в интернете «PRISM».

По материалам: DW

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *